Как нужно утилизировать пищевые отходы

В функции детского дошкольного учреждения входит организация питания детей и сотрудников. Соответственно там, где производится приготовление еды, образуются остатки использованных продуктов. Эти отходы по классификации относятся к пятому классу опасности, так как они практически безвредны для окружающей среды. Однако, как и любые ТКО, они требуют утилизации. Поскольку рассматриваемый процесс касается деятельности детского учреждения, то здесь предъявляются особые требования, а весь процесс сбора отходов в ДОУ максимально подробно регламентирован. Например, для сбора пищевых отходов должны использоваться специально предназначенные для этого емкости.

Как происходит утилизация остатков продуктов после приготовления пищи в детских садах

В дошкольных образовательных учреждениях сбор, хранение и утилизация отходов производится строго в соответствии с правилами и нормами. В большинстве российских регионов дополнительно и на основании действующих СанПиНов и Федеральных законов разрабатываются нормативные документы, регулирующие процесс утилизации в ДОУ.

Основные требования:

  1. Своевременная утилизация остатков еды, что должно обеспечиваться вывозом отходов в теплый период (при температуре выше +8 °С) не реже, чем один раз в 12 часов, в холодный (ниже +8 °С) — один раз в сутки.
  2. Для сбора пищевых отходов в ДОУ должны использоваться только специальные емкости. В ДОУ запрещено складирование остатков еды в общие емкости для мусора.
  3. Для сбора пищевых отходов должны использоваться бачки, которые обязательно имеют крышки, маркировку и располагаются в месте, недоступном для детей.
  4. Заполненные баки выносятся к местам временного хранения. Остатки пищи хранятся в прохладном, отведенном для этого месте. К месту хранения отходы перевозятся на оборудованных тележках, в плотно закрытой емкости. В конце смены отходы обязательно выносятся, даже если емкость для хранения заполнена не полностью.
  5. Ведра после удаления отходов каждый день дезинфицируются, после чего тщательно промываются большим количеством проточной воды.
  6. На территории ДОУ сбор пищевого и бытового мусора должен осуществляться в раздельные контейнеры.

Также запрещено передавать пищевой мусор другим лицам, кроме организаций, с которыми заключены договоры на утилизацию.

Как происходит утилизация остатков продуктов

Нормативные документы, регулирующие обращение с пищеотходами в ДОУ

С 1 января 2021 г. вступили в действие новые единые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Сбор, транспортировка, хранение и утилизация отходов в РФ также регламентированы следующими основными нормативными актами:

  1. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами.
  2. Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет санитарные требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях, которым установлена ответственность за нарушение законодательства при обращении с отходами, за загрязнение почвы и лесов промышленными и бытовыми отходами.

Порядок сбора и учета

Отходы, образующиеся в процессе приготовления пищи на пищеблоке учреждения, собираются в специально предназначенную промаркированную, с закрывающейся крышкой, емкость.

Заполнение емкости допускается не более чем на 2/3 объема, после чего ее очищают.

Учет ведется в специальном журнале лицами, ответственными за обращение с отходами.

Порядок утилизации и временного хранения пищевых отходов

Собранные остатки продуктов, образующиеся в процессе приготовления пищи, в конце рабочего дня подлежат денатурации. Для этого используются специальные дезинфекционные средства, разрешенные для применения в пищевой промышленности.

Например, денатурация остатков пищи в учреждении может осуществляться в помещении цеха сырой продукции пищеблока следующим способом:

  • остатки, образующиеся в процессе приготовления пищи на пищеблоке (твердые — кости от рыбы, мяса, кусочки овощей, остатки круп и другие), собираются в полимерный пакет, помещенный в металлическую емкость (ведро);
  • обильно орошаются 10 % водным раствором хлорида натрия со стабилизирующей добавкой — белизной;
  • полимерный пакет с пищевыми отходами плотно закрывается (завязывается) и помещается (выбрасывается) в контейнер для ТБО на территории учреждения.

Утилизация проводится 2 раза в день: после обеда и после ужина. Ее проводит ответственное лицо — повар рабочей смены, одетый в спецодежду.

Емкости для сбора и утилизации пищевых отходов, образующихся в процессе приготовления пищи, после их освобождения промывают моющими и дезинфицирующими средствами, ополаскивают горячей водой (40–50 градусов) и просушивают.

Порядок утилизации и временного хранения пищевых отходов

Контейнеры, в которые помещаются отходы, прошедшие денатурацию, должны соответствовать определенным требованиям. Так, для них предусмотрена обязательная маркировка, закрытие непротекающими крышками и дезинфекция не реже 1 раза в неделю. Ведра после удаления отходов в детском саду также подвергаются дезинфекции.

Пищевые отходы, образующиеся в процессе потребления пищи в группах и на пищеблоке учреждения, утилизируются путем слива в канализацию.

Для сбора должны использоваться емкости, которые, независимо от наполнения, ежедневно очищают, промывают 2 % раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

Делопроизводство при сборе, учете, утилизации, временном хранении и вывозе пищевых отходов

Правила соблюдения санитарно-гигиенических требований и ответственность за их нарушение должна быть прописана в инструкции по утилизации пищевых отходов. Все, работающие с продуктами, должны быть ознакомлены с инструкцией под подпись.

Руководитель издает приказ о создании комиссии по сбору, учету, утилизации, временному хранению и вывозу пищевых отходов в учреждении.

Комиссия ведет журнал учета пищевых отходов, составляет и подписывает акты об утилизации. Требования по ведению этого журнала прописаны в СанПиНе.

Ведение журнала

Правильное ведение журнала обеспечивает:

  • невозможность повторного использования продуктов;
  • минимизацию риска неправильного хранения остатков пищи;
  • налаживание учета.

Кроме этого, журнал поможет избежать неприятных вопросов при проверке органами контроля.

В обязанности комиссии также входит осуществление контроля порядка утилизации и чистоты емкостей для сбора.

Вывоз пищевых отходов с территории учреждения

Вывоз на полигоны ТБО денатурированных остатков пищи осуществляется специализированным автотранспортом на основании договора, заключенного с профильными предприятиями. В договоре определяются особенности работы конкретного предприятия, устанавливается периодичность вывоза. При оформлении договора необходимо учесть и требования, предусмотренные региональным законодательством.

В процессе удаления и вывоза остатков пищи запрещается:

  1. Выбрасывать в контейнеры для ТБО не денатурированные пищевые отходы.
  2. Складировать отходы на территории учреждения вне специально отведенных мест. В соответствии со схемой обращения отходов в ДОУ должна быть оборудована площадка для контейнеров. Площадка должна быть с твердой поверхностью, и располагаться на расстоянии не менее 25 метров от игровой зоны и здания детского сада.
  3. Использовать не по назначению емкости для сбора и утилизации пищевых отходов.
  4. Находиться с воспитанниками вблизи контейнеров с ТБО.
  5. Реализовывать населению пищевые отходы для использования для кормления сельскохозяйственных животных и птиц.

Вывоз пищевых отходов с территории учреждения

Нужен ли паспорт отходов для утилизации в ДОУ остатков пищи

Понятие «пищевые отходы» раскрыто в межгосударственном стандарте «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» (ГОСТ 30772-2001). В соответствии с закрепленными в нем положениями, к отходам относятся продукты питания, утратившие свой первоначальные свойства, в связи с чем подлежащие сбору, транспортировке и утилизации.

Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) относит продуктовые отходы к 4–5 классам. То есть они признаны практически неопасными, и, согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ, их паспортизация не требуется.

Отходы пищи фактически не представляют опасности для окружающей среды и человека, если их своевременно и правильно обрабатывать, а затем утилизировать. При этом несанкционированное скопление ТКО и их открытое разложение может стать причиной вспышки различных инфекций и выделения в окружающую среду вредных веществ. Сбор и вывоз отходов в ДОУ строго контролируется законодательством, в частности, СанПиНом. Выполнение в полном объеме предусмотренных законом требований обязательно для всех без исключения учреждений.

Помогите друзьям и близким узнать о выплатах:
Блог об утилизации отходов, их хранении и переработке
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.